17.11.2020
Интервью Анны Суворовой
В рамках Calligrafest мы познакомились с талантливым каллиграфом и леттерером Анной Суворовой. Художница активно принимает участие в выставках и сотрудничает с различными издательствами. Анна рассказала нам о недостатках онлайн-обучения каллиграфии и объяснила, почему совсем не боится скопировать чужую работу.
О мастер-классе на конференции Calligrafest
Мне кажется, мастер-класс прошел очень классно. Я увидела много улыбок, ко мне подходили с просьбой подписать книжку и сделать селфи. Так как мастер-класс был по леттерингу, я учила рисовать буквы. Композиции у всех получились, я проверила. А вот доделать работы до конца многие не успели – маловато было времени.
Об отношении к каллиграфии и леттерингу
Я четко разделяю каллиграфию и леттеринг. Каллиграфией я занимаюсь больше для себя. У меня дома лежат целые кипы холстов с композициями. Леттеринг – это то, что я продаю. Например, обложки книг или принты на заказ.
Об интересных заказчиках и проектах
Одна из моих работ – надпись «Люди – людям» для имиджевой кампании Avito. Она получилась совершено случайно. Я старалась, писала, а потом решила сделать несколько эскизов, чтобы отдохнуть. В результате заказчик посмотрел все варианты и со словами «Как динамично! То, что надо!» выбрал эскиз, на котором я просто отдыхала. Позднее я сделала английскую версию.
Для мелких издательств я в основном делаю обложки к книжкам. Чаще всего создаю шрифтовую часть, но пару раз брали и мои иллюстрации. Для издательства «Эксмо» я переводила на русский язык названия серии книг «Сказки на ночь для юных бунтарок». Они сказали, что это очень ответственный заказ, поэтому не могут доверить его своим художникам, нужен хороший леттерер со стороны.
О работе с издательством «Эксмо»
«Эксмо» – довольно прогрессивное издательство. Раз в год они проводят для своих сотрудников курсы, приглашают иллюстраторов, каллиграфов, шрифтовых дизайнеров. Меня нашли на Facebook*. У меня было написано, что я учусь в «Полиграфе», а они почему-то решили, что я там преподаю.
Я провела у них несколько курсов, им все понравилось. После одна из девушек, работающая редактором, сказала, что они давно ищут автора прописей кистью. Дело в том, что «Эксмо» очень внимательно следит за зарубежной литературой, а на западе как раз вошел в моду леттеринг, вот они и решили, что им тоже надо срочно издать прописи. Я предложила сделать скетчбук, а получилась полноценная книжка.
Если первая книга была про каллиграфию кистью, то вторая – про леттеринг. Вообще я задумала этот проект еще в университете, но там его не оценили. Понимаете, в «Полиграфе» работают очень серьезные педагоги, люди старой закалки. Буква «d» очень похожа на букву «c»? Так не пойдет! Это не читается, это невозможно, это ошибка. А вот издательство «Эксмо» отреагировало на мое предложение очень хорошо.
О преподавании
У меня своя онлайн-школа каллиграфии, но я не уверена, будет ли она дальше существовать. Возможно, ее придется закрыть. Рынок переполнен, из-за этого сильно уменьшилось число клиентов. К тому же я потеряла интерес к онлайн-обучению. Понимаете, когда я только начинала, подобных курсов совсем не было. Я свой первый брашпен брала на AliExpress, так как они нигде не продавались.
Сначала я преподавала в трех арт-школах, параллельно учась в «Полиграфе». Затем решила попробовать формат онлайн, и он зашел на ура. Но со временем стало открываться все больше онлайн-школ. Появилась потребность в маркетинге. Но я не хочу рекламировать себя и учиться писать красивые посты в духе «за семь дней вы научитесь делать шедевры». Не мое это, не лежит у меня к этому душа.
К тому же через монитор компьютера гораздо сложнее получить от учеников свою долю энергии. Конечно, положительные отзывы и благодарности в Сети тоже дают позитивные эмоции, но они не сравнятся с теми, которые ты получаешь, когда проводишь живой мастер-класс.
Об онлайн-обучении и воркшопах
Каллиграфии можно научиться как онлайн, так и полностью самостоятельно, например, с помощью книги Дмитрия Петровского, но это потребует очень больших усилий. Чем онлайн-курсы проигрывают очным? Тем, что у людей часто не хватает мотивации дойти до конца. У меня максимум полгруппы оставались до последнего занятия – остальные уходили после двух-трех уроков. Когда я сама проходила какие-то онлайн-курсы, я тоже не всегда завершала обучение.
Поэтому мне очень нравится формат воркшопа. Ты за два дня получаешь огромное количество информации, заряжаешься, а потом полгода перевариваешь то, что тебе дали. Но тут все зависит от направления каллиграфии. Например, я была на одном воркшопе, где очень много времени уделили готике. Все классно, но мне не зашло. А недавно я посетила воркшоп Елены Алексеевой. Я до сих пор холсты пишу, так меня зарядило!
Об импровизации
Работы, которые у меня получились лучше всего, являются импровизацией. Например, заказчику нужен фиолетовый фон. Я разложила фиолетовые краски, провела рукой, и вышло классно. Добавила пару штрихов в композицию – просто великолепно, можно на стену вешать. Добавила букв – вышло еще лучше. Добавила еще несколько деталей – великолепная работа! А по эскизу я могу делать две недели, но в итоге остаться недовольной результатом.
О тенденциях и неумении копировать
Сейчас стало модно добавлять тени или брызги в эскизы, но в своих работах я это не использую, потому что не понимаю зачем. Если заказчик предлагает скопировать стиль конкретного русского автора, то я отсылаю к нему. Например, если меня попросят сделать принт, как у Жени Пестовой, то я просто дам ее контакты – пишите, вам все нарисуют. То же самое со свадебной каллиграфией – у меня готов список. Мне неинтересно повторять за другими. Самые лучшие заказчики – это те, которые присылают мне мои работы и говорят «хотим вот так».
Если заказчик ориентируется на каких-то западных авторов, то я могу попробовать сделать работу в определенном стиле, но сразу предупреждаю, что это скорее всего будут только отголоски. Дело в том, что я не умею копировать. Я люблю смотреть, как рисуют другие каллиграфы, как у них играют ритмы. Несколько недель или месяцев я перевариваю увиденное, после чего по памяти стараюсь повторить, но получается совершенно по-другому. Никто и не поймет, чем я вдохновлялась.
Вообще о копировании я впервые задумалась, когда среди русских каллиграфов пошли волны негатива на эту тему. Мол, нужно перечислять всех, чьим творчеством ты вдохновлялся. Я посмотрела свои работы – вроде ничего случайно не скопировала. Да, возможно мои буквы на что-то и похожи. Понимаете, они везде гуляют в Интернете. И мои буквы, которые я самостоятельно разрабатывала, тоже гуляют! Но я прекрасно понимаю, что человек мог просто додуматься до того же самого, что и я. Поэтому я вообще не очень заморачиваюсь по этому поводу. Если вижу свою букву – даже приятно. Меня копируют!
О будущем каллиграфии
Я надеюсь, что каллиграфию будут преподавать в школе, так как она улучшает мелкую моторику, а это хорошо для головы. Только я не за то, чтобы линейками по рукам били, если вдруг клякса. Но ручной труд очень важен, сейчас стали совсем мало писать от руки.
Я рада, что каллиграфия становится популярной. Единственное, я думаю, что со временем она уйдет в арт. Сейчас просто пошла волна, потом она скорее всего утихнет. Но через какое-то время будет новая волна.
О книгах, обучающих каллиграфии и леттерингу
В плане каллиграфии я могу однозначно посоветовать книгу «Зримый глагол» Дмитрия Петровского. А у каждого леттерера на столе должна быть «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрия Гордона. Это настоящая энциклопедия букв!