Интервью Александры Стельмашонок

11.04.2021

Интервью у Александры Стельмашонок взяла Полина Ермолова

Саша, привет! Расскажи, что удивительного случилось в твоей каллиграфической жизни в этом году?

Наверное, самое удивительное — это написание сразу двух книги за год: по Copperplate и Spencerian, над которыми я работала пока была на самоизоляции всю весну и лето. Это был очень интенсивный период обобщения информации, выстраивания её в единую систему, оформления и большой-большой вёрстки.

А ещё курсы от Yves Leterme и прекрасные открытия и озарения. В одном из заданий нужно было нарисовать странные буквы, похожие на природные формы. Я пошла гулять с собакой в заброшенный сад и одновременно думала, что же мне сделать. И впервые я совершенно осознанно поняла, где самые красивые образы, которые наталкивают на какие-то творческие мысли. То есть все всегда говорят о том, что надо переваривать свои собственные впечатления, собственный визуальный (и не только визуальный) опыт, а не картинки из pinterest. Но это как-то проявлялось эпизодически. А потом вдруг щёлкнуло что-то внутри. И это здорово: за вдохновением я еду к пригородной электричке и в лес.

Есть ли в Беларуси сообщество каллиграфов или группа единомышленников? Если да, то какие совместные активности вы проводите?

У нас нет как такового официального сообщества, скорее есть просто группы друзей, которые собираются и пишут вместе. В счастливые «доковидные» времена мне нравилось организовывать групповые росписи, просто для удовольствия и общения. Расписывали как-то стену в танцевальной школе Kvartal, в школе ZEN-art делали арт-объект с участниками фестиваля графического дизайна. Как раз в лекции на Calligrafest рассказывала про свою безумную задумку на Ночь Музеев, тогда каллиграфы писали на стенах музея вместе с посетителями. Ещё как-то делали арт-объект на одной из самых популярных площадок в центре: собралось больше 30 каллиграфов и целый день делали надписи. Это было приятное время.

Судя по фото работ в твоем инста-блоге, ты любитель сложных поверхностей. На чём ты ещё не работала? Есть страх, что не получится, когда начинаешь работу с новой поверхностью?

Были разные поверхности: пластик, стекло, оргстекло, дерево, цветы, гипс, искусственная кожа, ткань, металл, дсп.

Страха нет, скорее есть любопытство. Что сделать, чтобы получилось? Какой материал использовать, какую обработку применить, какую хитрость? Мне нравятся нестандартные материалы, потому что они как маленькое приключение, вызов в быту: вроде, письмо — это уже практически обыденная вещь. А иногда очень хочется внести разнообразие в эту обыденность. Я вообще любитель новых впечатлений и ощущений, так что часто стараюсь сделать опыт письма максимально странным, острым и осознанным. Это интересно.

Мы восхищаемся огромным количеством твоих творческих задумок. Как тебе приходят новые идеи работ? Какие мысли и чувства ты чаще всего хочешь передать?

Честно говоря, они все приходят случайно и спонтанно. Нет такого, что я сижу и как принтер печатаю новые задумки. Иногда неделями туплю и вообще ничего не хочу делать. А потом как-то само приходит. Я редко придумываю всё и сразу готовой картинкой. Скорее — это как скрученная новогодняя гирлянда: её постепенно раскручиваешь, в какой-то момент запутываешься, хочется всё порвать или выкинуть и купить новую гирлянду, но потом попадается нужный фонарик, и раскручиваешь дальше. Так же и с работами: вот здесь услышала песню, вот тут фотографию увидела, а потом в очередном курсе, на котором учусь, попался материал, приём или работа, которые стали вишенкой на торте и толкнули идею в каком-то необычном направлении.

Локдаун одновременно очень плох, потому что ограничивает нас в общении и впечатлениях, но в то же время — это чудесный дар, ведь мы можем сделать наше восприятие опыта более глубокими и интенсивными. Каждая мелочь переживается очень ярко: к примеру, первый кофе в настоящей кофейне за последние полгода. Этот вкус вы точно запомните. Или первая горячая выпечка. Это всё волнует нервную систему, пощипывает и щекочет мозг, и как раз это вызывает желание что-то делать.

А ещё, иногда работы становятся способом осознать окружающую действительность. Когда она становится слишком мрачной, невыносимо тяжёлой, и мозг отказывается с ней мириться, то работы настраивают на волну примирения.

В заключение

Мне важно быть честной с собой и делать то, что нравится…

Чему в каллиграфии ты ещё хотела бы научиться?

Свободе. Это самое сложное. Часто давят какие-то стереотипы, идеалистические представления о том, как надо, как идеально. Но, в конечном итоге, непонятно —кому надо, кому идеально? Когда мы идём по дороге, далеко не каждый наш шаг похож на шаг модели на подиуме. Но от этого прогулка по любимому парку не становится хуже. Мне очень хочется научиться абстрагироваться от собственного перфекционизма и всё больше получать удовольствие от того, как живу в мире букв именно я, не повторяя никого, а просто идя своей дорогой.

Можешь поделиться мыслями о том, в каком направлении сейчас стоит работать каллиграфам, чтобы их работа оставалась востребованной?

Это сложный вопрос. Честно говоря, я не могу сказать, что ставлю цель кому-то нравиться своей каллиграфией или рекламировать себя. Скорее для меня это возможность что-то сказать. А иногда просто хорошо провести время или успокоиться.

Я немного не тот человек, чтобы давать хорошие советы по востребованности, потому что сама за этим не гонюсь. Я просто делаю то, что мне нравится. Мне это важно.

Например, я фотографирую свои работы как другие делают фотосессии вроде лавстори: ведь я люблю то, чем занимаюсь. Даже если это была просто одна строчка, но мне она доставила удовольствие, почему бы её не снять? Сам листик, скорее всего, потеряется. Я очень хаотичный человек, и у меня на столе вечный беспорядок. Но красивый снимок останется навсегда, и мне это нравится.

Мне важно быть честной с собой и делать то, что нравится, а не насиловать себя «популярными» стилями. Если мои работы откликаются в сердце у кого-то, значит, — это мой человек. Просто друг, ученик, заказчик — это уже не важно. Мне приятно строить свой маленький мир с моими людьми. И для меня это вопрос не востребованности, а скорее общности интересов и взглядов. Мне кажется, — это важно в любом случае: ставит ли человек перед собой коммерческие или личные цели. Главное — говорить искренне и о том, что любишь.