Интервью Андрея Санникова

17.11.2020

Андрей Санников — каллиграф, основатель и соруководитель Школы Исторической Каллиграфии в Москве. Он является кандидатом филологических наук и большим специалистом по древнерусскому письму. Мы побеседовали с Андреем в рамках Calligrafest и узнали, чем металлическое перо уступает гусиному и какой тип письма может изменить ваш почерк.

О преподавании

Я по образованию филолог и лингвист, продолжаю развиваться в этих сферах, но с каждым годом все большее место в моей жизни занимает каллиграфия. Самым главным для меня толчком в этом направлении стала «Международная выставка каллиграфии», проведенная на территории конгрессно-выставочного центра «Сокольники» в 2009 году.

До ее посещения у меня было ощущение, что искусство красивого письма никому не нужно в России, но в «Сокольниках» я увидел людей, которым это так же интересно, как и мне. Оказалось, что в нашей стране существует даже некая каллиграфическая общественность. После выставки я начал преподавать каллиграфию, сначала в РГГУ, затем самостоятельно, а после ко мне присоединился Юрий Иванович Ковердяев, с которым мы создали Школу Исторической Каллиграфии.

С самого начала моего преподавания я делал упор на историю письма. Однако в первое время я пребывал в заблуждении, что писать с учениками прописи бессмысленно. Я думал, что важнее рассказать им, что это такое, дать им основные установки, показать и разобрать с ними исторические образцы, а ковыряться с пером каждый может и дома. Конечно, я был не прав. Люди приходят на занятия как раз за тем, чтобы им показали, как правильно писать. Поэтому именно в сотрудничестве с Юрием Ивановичем у нас началось полноценное обучение каллиграфии.

О важности знания истории каллиграфии

Каллиграфия — это красивое письмо. Письмо — это буквы. А буквы в свою очередь хорошо помнят свое прошлое. Например, смотришь на чью-то работу и видишь в ней элементы готических букв. Автор может и не представлять, что такое готика, но в его этюде все равно отчетливо видна тяга к европейскому средневековью. Поэтому если вы хотите работать с буквами, а не просто нажимать на кнопки с их изображениями, то важно знать их историю. Без этого каллиграфия невозможна.

В нашем преподавании мы, прежде всего, опираемся на исторические образцы письма. С одной стороны, я понимаю, что мы меньше развиваем креативность, чем другие школы. С другой стороны, пока ученики проходят первоначальный период обучения каллиграфии, им важно учиться у наших предков — у тех, для кого ручное письмо было ежедневной практикой.

Об использовании натурального пера

Письмо натуральным пером не пользуется сейчас большой популярностью, и я могу понять почему. Довольно много времени и усилий уходит на подготовительные действия: нужно найти подходящее перо, прокалить и очинить его. Это не так просто — даже в XIX веке не все владели этими навыками, поэтому продавались перья, полностью готовые к письму.

Подобные нюансы могут оттолкнуть начинающих каллиграфов, ведь они и так на первых занятиях сталкиваются с определенными сложностями: тушь растекается, инструмент не слушается, руки кажутся кривыми. Поэтому знакомство с натуральным пером мы оставляем для тех учеников, которые уже освоили каллиграфическую базу и проявляют большой интерес к историческому письму.

Я сам начал работать гусиным пером сравнительно недавно и могу сказать, что его использование дает невероятную свободу. Как раньше проходил процесс обретения хорошего инструмента? Надо было найти правильное перо, сравнить цены в различных магазинах, не пожалеть денег на доставку, определить, что перо Brause тебе нравится тем-то, но в том-то оно уступает Leonardt.

Когда же ты пользуешься натуральным пером, то ты ни к чему не привязан — ни к странам, ни к производителям, ни к магазинам, ни к ценам. Есть только ты и твое перо: «пожалуй, для полуустава наклон мог быть поменьше», «для скорописи нужен больший расщеп», «наверное, я перекалил свое перо».

С одной стороны, натуральное перо доставляет много хлопот. С другой стороны, все в твоих руках. Это же такая непосредственная работа с историческим материалом! Например, смотришь на страницу рукописного памятника и размышляешь над тем, как он был написан. Но если захочешь его скопировать, тебе не нужно модернизировать какие-то современные инструменты, чтобы сымитировать технику письма — достаточно взять натуральное перо, именно им раньше и писали.

О влиянии каллиграфии на почерк

Почерк и каллиграфическое письмо — это совершенно разные вещи. Поэтому, когда нас на занятии спрашивают, может ли каллиграфия улучшить почерк, мы честно отвечаем: «Нет, не ждите». Мы учим писать медленно, контролируя процесс письма. Когда же вы пишите своим бытовым почерком, вам важна не красота букв, а скорость их написания.

Однако существует тип письма, который может и не сделает ваш почерк аккуратнее, но точно добавит ему эстетичности и каллиграфичности. Речь, конечно, идет о такой прекрасной и модной сейчас скорописи.

В скорописи, как и в бытовом письме, большую роль играет скорость. Например, если вы решите изобразить подпись другого человека, учтете при написании все ее нюансы, но будете делать это медленно, то конечный результат будет выглядеть фальшиво. Поэтому если вы хотите что-то сделать со своим почерком — ищите вдохновение в скорописи. В ее исторических образцах, также, как и в подписи, отчетливо виден след стремительного письма.

О каллиграфии в кино

В основном моя деятельность связана со Школой Исторической Каллиграфии, но иногда я соглашаюсь поучаствовать в каких-то сторонних проектах. Например, меня периодически просят создать реквизит для фильма или написать что-нибудь в кадре, когда нужна «пишущая рука».

Раньше я наблюдал определенную небрежность в том, как изображают каллиграфию в кино. Герой берет инструмент, которым на самом деле нельзя писать, пишет что-то ужасное — и эта сцена должна нам показать, как раньше писали. Сейчас таким вещам уделяется гораздо больше внимания.

Впрочем, даже в хороших фильмах письмо изображается менее исторично, чем можно было ожидать. Художникам важны яркие эффекты: чтобы горела лучина, чтобы всю комнату заволокло дымом, чтобы громко скрипело перо.

О техническом прогрессе

Любые технические новшества очень сильно закрепощают буквы, не дают им стимул развиваться. Например, изобретение печатного станка законсервировало книжное письмо, а разработка пишущей машины — канцелярское.

До недавнего времени ручное письмо сохранялось только в бытовой сфере, однако сейчас оно изгоняется и оттуда. Люди могут месяцами, если не годами, жить, ничего не написав от руки. Теперь даже посылку на почте можно получить без подписи, просто введя код, который пришел эсэмэской.

Поймите меня правильно, я не сетую на то, что люди практически перестали писать от руки, хотя, конечно, меня, как каллиграфа, это не может не расстраивать. Но это технический прогресс, это неизбежные изменения. Равно как я не обижаюсь на Гуттенберга, я не обижаюсь и на отход от ручного письма.

Напротив, мне интересно, что будет дальше. В каком направлении будут развиваться буквы, если мы их не пишем, а только нажимаем на кнопки с их изображениями? Раньше существовала тенденция к унификации букв, сейчас возможно начнется обратный процесс, например, появятся существенные различия между «ь» и «ъ», «ш» и «щ». Ведь чем сильнее отличаются буквы, тем проще их найти глазу при наборе текста.

Об интересных исторических проектах

Огромное достоинство нашего времени в том, что исторические образцы письма стали доступны широкой публике, теперь их можно увидеть даже через экран мобильного телефона. Например, существует центр ЗЕЛО, популяризирующий древнерусские тексты и изображения. У этого проекта очень большая аудитория, которой по-настоящему интересно культурное наследие нашего прошлого. Мне кажется, именно в этом направлении должна развиваться историческая каллиграфия.