29.05.2021
Художественный проект
«Орнамент старообрядческих рукописей.
Поморье. Гуслицы»
Данный проект приурочен к 400-летию со дня рождения знаменитого идеолога русского старообрядчества протопопа Аввакума.
Привлечение внимания зрителя к величайшему художественному наследию русского старообрядчества является основной целью авторов проекта. Большинство материалов, представленных в выставке, ранее находилось в частных коллекциях и российских музейных хранилищах и было не изучено.
Авторы проекта:
Петровская Марина Александровна
Королева Светлана Владимировна
Ученики Школы исторической каллиграфии, обучались древнерусскому письму под руководством А. В. Санникова, Ю. И. Ковердяева.
Графической росписи по дереву обучались у народного мастера России О. Н. Шелепеевой (уникальные старообрядческие росписи регионов русского Севера).
О проекте
Идея создания неповторимых орнаментов возникла вследствии знакомства с книгой В. В. Кашириной «Орнамент старообядческих рукописей. Поморье. Гуслицы». В 2019 году началась работа над художественным проектом с аналогичным названием «Орнамент старообрядческих рукописей. Поморье. Гуслицы».
Авторы проекта собрали и систематизировали оцифрованные первоисточники лицевых и орнаментированных рукописей, а также копии иллюминованных рукописей с различных центров старообряжчества (Выголексинское общежительство на берегу Белого моря (территория современной Карелии), подмосковные Гуслицы (Егорьевский и Орехово-Зуевский районы), Ветка (Белоруссия).
Работы выполнены по дереву — выбор нестандартный для книжной культуры, но обоснованный. Таким образом авторы хотели подчеркнуть неразрывность старообрядческих рукописных книг с русскими иконами, ведь все это мы можем отнести к монастырской культуре. К тому же художественное оформление рукописных книг и икон также имеют свои совпадения.
Неслучайно мы встречаем в работах зеркальные вставки — это своеобразное зеркало, отражающее сплетение национальных интересов, политических ориентаций, идеологической борьбы, художественных методов, личных вкусов и темпераментов художников.
Орнаменты в рукописных книгах раскрывали содержание текста, отражали эпоху, придавали работе глубокое символическое наполнение. Рассматриваемые поморский и гуслицкий орнаменты просуществовали без изменения более двухсот лет.
В основе поморского орнамента лежат черты русского барокко. Для него характерны стилистическое единство, сдержанность, определенность в выборе цвета и воздушность форм.
Гуслицкий орнамент отличается более свободными конструкциями с применением тонкой штриховки, именно за счет нее фигуре придавалась объемность в извивах. Цветовая гамма в орнаментах яркая, ее дополняет обилие золота.
5 IХЦС (Iсус Христос Царь Славы) — старое дораскольное титло. Фронтиспис поморского книжного орнамента начала XVIII в. Роспись, вязь. Дерево (липа) 50×30×4 см, натуральные пигменты, тушь, твореное золото, перо, кисть.
Буквицы поморского книжного орнамента. Роспись; дерево (липа), тушь, твореное золото, перо, кисть.
Иисусова молитва. Ветковский книжный орнамент конца XVIII в. Роспись, вязь. Дерево (сосна) 30×47×3,5 см, натуральные пигменты, тушь, перо, кисть.
Азбука. Гуслицкий книжный орнамент начала XX в. Роспись, вязь. Фанера (береза) 34×26×3 см, натуральные пигменты, тушь, перо, кисть.
Инициалы:
«Омега» Инициал гуслицкого книжного орнамента (39×21×4 см)
«Елисавета» (20×20×2 см)
«Анастасия» (20×20×2 см)