Интервью Юлии Кузнецовой

17.11.2020

Интервью у Юлии Кузнецовой взяла Екатерина Арделян

Вы представляете свою московскую школу каллиграфии. Школа креативная, разительно отличается подход к обучению и активно используются современные технологии. На ваш взгляд, какова главная «фишка» школы, вашей системы? Вы чувствуете конкуренцию?

— Хороший вопрос! Самая главная фишка нашей школы, которую я могу выделить, которой я придерживаюсь, это всё-таки индивидуальный подход, это раз; а второе, для нас каллиграфия — это важный аспект, но всё-таки мы стараемся, я стараюсь, как преподаватель, учить не каллиграфии, а именно творческому подходу, раскрытию себя через творчество и каллиграфию, чувствованию себя; и я говорю о том, что очень важно внутри себя находить эти какие-то творческие начала…

Струнки…

— …струнки, да, их реализовывать. Через это познавать себя, через это раскрывать себя… А каллиграфия является лишь инструментом. Здесь, конечно, слово «лишь» может ввести в заблуждение, что это что-то неважное, но тем не менее для меня каллиграфия очень важна. Я считаю, что это работа и со словом, и со смыслом. И это тоже является нашим неким отличительным подходом, что мы учим не просто писать, мы учим чувствовать то, что человек хочет сказать, находить для этого правильные слова, цитаты и находить этому правильную форму — не всегда классическую, да, а именно более художественную. Мы очень много работаем с различными творческими источниками вдохновения. Мы очень много работаем с разными фактурами, нестандартными инструментами, их соединениями. И я бы даже сказала, у нас не то чтобы классическая школа каллиграфии, у нас такое каллиграфическое рисование, по большей части, и это является самым главным нашим пунктом. Ещё важным пунктом является то, что я каллиграф с большим опытом и с большой теоретической и практической базой, поэтому наряду с какими-то творческими экспериментами мы всё-таки даём и исторические основы письма, и работу с инструментом, то есть это такой некий комбо, некий микс на достаточно высоком уровне. И следующий момент, которой тоже такой отличительный, это то, что мы даём знания, актуальные здесь и сейчас, современные, сопоставимые с сегодняшними запросами. Например, многие ребята приходят к нам повысить свой профессиональный скил, то есть они уже дизайнеры, некоторые уже состоявшиеся дизайнеры, они работают с логотипами, айдентикой, и хотят прокачать свои знания в рамках шрифта, леттеринга и каллиграфии, и мы этот запрос можем вполне реализовать.

Наверное, для творческого человека необычное название вашей школы будет загадкой, U — это всё-таки, наверно, «Юля», но что обозначают цифры, почему так нестандартно? Сложно ли ученикам запомнить?

— Вообще U — это не Юля, но многие думают именно так. U0026 — это шрифтовой термин, это юникод и порядковый номер амперсанда.

Классная фишечка!

— Классная фишечка, да, она очень двоякая, потому что, когда я придумывала это название, то не думала, что в дальнейшем это перерастёт в какую-то большую школу. Это было всего лишь сообщество в Инстаграме* для моей самой-самой первой группы по каллиграфии, и оно создавалось просто как некое объединение, чтобы мы могли там общаться. В дальнейшем сообщество начало развиваться, школа начала расти, а название осталось. С одной стороны, мы хотели его менять, потому что действительно есть какая-то загадка и непонимание, а с другой стороны, оно настолько загадочно и непонятно, что этим и запоминается.

Да, весьма!

— Поэтому мы остаёмся и живём с этим названием.

Вы один из тех каллиграфов, кто ведёт онлайн-обучение на YouTube. Такая социальная активность — это ваше внутренне проявление, необходимость школы, возможность поддержания постоянно каллиграфического тонуса или что-то ещё?

— Это моё личное проявление. Вообще любая активность, которая существует в нашей школе, она обусловлена лишь единственно моим желанием это делать. Когда появился формат сториз, я начала снимать сториз; когда появился формат прямых эфиров, я подумала, почему бы и нет. Это классно, когда ты можешь в режиме такой беседы рассказать людям интересное, поделиться, и более того, ответить на их вопросы здесь и сейчас. Потому же мы начали развивать YouTube-канал. Просто мне это нравится, мне нравятся эти новые инструменты, которые появляются сейчас, как некий способ донесения информации. Так что я в этом вижу некое развитие. Раньше у тебя был гугл. Когда у тебя был какой-то вопрос, ты шёл и задавал его там, находил информацию. Сейчас есть YouTube. Когда ты хочешь что-то узнать, ты лезешь на YouTube и просто смотришь ролик, что гораздо проще. Мне нравится эта форма коммуникации, я учусь с ней работать, плюс для меня, просто как для человека, как для преподавателя, это очень интересный момент формулировки своих собственных мыслей из-за формата. Например, трансляции: тебе могут задать разные вопросы, может быть, где-то неудобные вопросы, неожиданные вопросы, и это классно уметь на них отвечать, формулировать свои мысли по этим вопросам. Так что для меня это 100% — моя инициатива и мой формат, который помогает мне развиваться как каллиграфу. В меньшей степени, на самом деле, как каллиграфу, в большей степени, как преподавателю и человеку.

Расскажите о вашем подходе к обучению. Вы, обладая классической базой, преподаёте современную каллиграфию. Можно ли и нужно ли иметь классическую базу потенциальному каллиграфу или у вас есть удачные примеры исключительно людей современной каллиграфии, которые не используют классическую базу?

— Я считаю, что нет удачных примеров каллиграфов, которые, не имея классической базы, начинают заниматься современной. Это просто заблуждение. Это очень сладкое заблуждение для молодых…

Контринтуитивное…

— Да, что можно пропустить этот этап.

Я и так красиво пишу, да?

— Да. Я и так пишу по-модному. Нет, так не бывает. На самом деле, даже когда ко мне ученик приходит с такими мыслями, я не пытаюсь его убедить в обратном. Я позволяю ему сделать, как он хочет. Но рано или поздно он сам приходит к тому, что ему не хватает технической базы. Тут появляюсь я со словами «Я же говорила!», и мы прекрасно, весело и с полным пониманием причин начинаем изучать базу историческую. Я каллиграф, который обладает базой исторической, я начинала с плоского пера, это был италик, это была готика, потом уже был копперплейт и кисти, но первое моё образование — художественное, и первая моя любовь — это всё-таки формальная композиция и абстрактное искусство. Поэтому для меня это лишь некое дальнейшее развитие, когда я использую каллиграфию как некий инструмент выразительности для создания абстрактных работ, для создания работ более образных и зрелищных, нежели просто надпись. Поэтому очень многие мои задания по работе с современной композицией, с тем же ритмом, с тем же формированием листа, они основаны больше на композиционных приёмах, нежели именно на каллиграфических. Это некая моя фишечка, которая отличает меня как каллиграфа, что всё-таки в первую очередь я художник, а потом уже каллиграф.

Вы постоянно совершенствуете мастерство, посещая мастер-классы ведущих мировых каллиграфов. Каковы ваши открытия? Кто в большей степени на вас повлиял и почему?

— В большей степени… На самом деле, в большей степени на меня повлиял Броуди Нойншвандер, но всё-таки ни на одном мастер-классе я у него не была.

Оставайтесь, он у нас будет.

— Да, я знаю, времени только нет. Я читала много его интервью, я слежу за ним в информационном поле, и мне просто очень близко то, что он делает, и все его мысли, потому что они тоже направлены на какие-то современные понимания каллиграфии, для чего она нам сейчас. Нам в XXI веке, веке технологий, в принципе каллиграфия не нужна. У нас есть шрифт, компьютер, телефон, голосовой набор. Мы больше не пишем. И вот эти какие-то важные понимания и важные поиски нового смысла для каллиграфии, мне это очень нравится, мне это очень важно, и я вижу в этом какое-то продолжение, и мне кажется, что каллиграфия должна уйти рано или поздно из плоскости утилитарной, из плоскости ремесленной в плоскость искусства. То есть это как коммерция и искусство — две крайности, которые мне и самой хочется разрабатывать, я вижу в этом некое будущее развитие.

Конечно, как PR-менеджеру вашей школы, человеку знающему и делящемуся секретами развития социальных сетей, не могу не задать вопрос, нуждается ли сейчас каллиграфия и вообще каллиграфическое движение, которое набирает обороты с каждым годом, в рекламе? Или это процесс развития каллиграфии в России вполне самостоятельный?

— Я бы, как PR-менеджер нашей школы, могла сказать, что больше ничего в этом мире не нуждается в рекламе. Реклама, как некий инструмент, она себя изжила. И более того, то, что сейчас рекламируют в традиционном понимании, оно скорее несёт негативную окраску, чем положительную. Люди больше не любят и не верят рекламе, и единственное, в чём нуждается каллиграфия и вообще каллиграфы, — это освещение, чтобы каждый человек мог просто делиться тем, что он делает. Делиться какими-то своими мыслями, работами, умозаключениями, общением, корректным совместным общением. Вчера у нас проходила дискуссия, очень живой формат, когда мы все сели на одном уровне: кто-то начинающий, кто-то пробующий, кто-то уже практикующий каллиграф, — и обсуждали одни и те же вопросы, которые волнуют нас всех. И в этом диалоге всегда рождается истина, в каждом споре рождается истина. И мне кажется, что мы, скорее, нуждаемся в этой коммуникации, в освещении подобных мероприятий, в рассказе того, что мы делаем каждый день. Это и есть самая лучшая реклама — наша деятельность, наши достижения, проведение выставок, проведение фестивалей. Даже хороший красивый логотип для любой компании — это уже хороший информационный повод, поделившись этим, вы сделаете рекламу себе и каллиграфии. Я считаю, что деятельность, продукт — самая лучшая реклама. Единственное, что нужно делать, это хорошо и честно делать свою работу и просто о ней рассказывать, всё. Это самая лучшая реклама, это самая работающая реклама.

У каждого каллиграфа есть свои предпочтения, как в инструментарии, так и в выборе вида письма. На чём базируется ваша техника, от чего вы отталкиваетесь, какие инструменты сейчас наиболее полно отражают и выражают вас в нынешний период вашего творчества?

— У меня сейчас есть две стороны медали, скажем так. Одна — это леттеринг, причём я люблю леттеринг детский, такой какой-то наивный, чумной, с какими-то там зверятами, который действительно вызывает ощущение ми-ми-ми, и это вызывает ощущение ми-ми-ми во мне, и мне хочется его транслировать. С другой стороны, я люблю каллиграфию более абстрактную, которая работает не на уровне смысла слова, а на уровне восприятия формы, цвета, композиции. И здесь уже подходит любой инструмент, это может быть кисть, это может быть сквизер, это может быть даже карандаш, ручка, маркер — всё, что угодно. Для меня не является важным, каким почерком я пишу, потому что его я выбираю в зависимости от той задачи, идеи, которую я реализую. В этом плане я человек, который скорее решает, что он хочет сказать, а потом подбирает инструмент, который подходит для этого высказывания.

Получается, нет особо любимых инструментов, а есть идея, которая требует какой-то инструмент?

— Да. У меня, скорее, даже есть просто идеи, которые мне хочется доносить, и они требуют определённых инструментов. Чаще всего это круглая кисть и маркеры, брашпены, ручки, карандаши, то есть такие более современные, я бы сказала, инструменты, потому что и работаю я с более современными смыслами и идеями. Я хочу сейчас сделать серию холстов, посвящённую некой грани уличного искусства и каллиграфии… Холсты будут загрунтованы штукатуркой.

Здорово!

— Почему бы и нет?

А какими материалами будете работать сверху?

— Штукатурка, баллоны, сквизеры и маркеры.

Здорово! Будем с нетерпением ждать реализации! Перейдём к следующему вопросу. Если бы перед вами стояла задача убедить человека в пользе письма от руки, какой был бы главный аргумент?

— Мой самый главный аргумент на любой случай: это весело! Просто попробуй, это весело! Потому что, мне кажется, что это особенность нашего русского менталитета, мы всегда достаточно собранные и закрытые, русского человека всегда можно узнать по лицу, потому что у него складка между бровей, он сосредоточен, о чём-то тяжёлом думает. Не хватает этой весёлости, и более того, мне кажется, что все ищут этой лёгкости и весёлости, и я, ища, нашла это именно в каллиграфии. Это классно, потому что ты можешь выбрать весёлую дурацкую фразу и, прописывая её, точно так же веселиться, создавая какие-то непосредственные работы, просто получить удовольствие от процесса. Ну и вообще, мне кажется, что так или иначе, каждый человек где-то внутри себя мечтает что-то создать, быть создателем. Создать то, чего никогда раньше не было. И когда ты пишешь каллиграфию, ты можешь сделать буквально один росчерк — и ты создал то, чего раньше не было до тебя, и вот это, наверное, самое потрясающее чувство, и для меня, наверное, это самый весомый аргумент, который мог бы мотивировать многих людей заниматься каллиграфией.

Создать что-то уникальное?

— Создать что-то уникальное, чего не было бы без тебя.

Потому что ты вносишь ту самую индивидуальность, которую никто, кроме тебя, не сделает.

— Да, никто, кроме тебя. И даже часто, как преподаватель, я даю задания на копирование чьих-то работ, и тоже сразу говорю ребятам, вы не переживайте, у вас так же никогда не получится, какой бы уровень у вас ни был. Вы индивидуальны даже в своей физиологии, и то, как вы держите инструмент, всегда будет привносить эту нотку индивидуальности. Поэтому, да, создание того, чего не было до вас, и никогда бы не было, если бы вас не было.

В заключение

Каллиграфия позволяет создать то, чего никогда раньше не было…

И последний вопрос. Что значит для вас фестиваль Calligrafest, и что бы вы пожелали этому большому форуму красивого письма и начинающим каллиграфам?

— Для меня это уже второй Calligrafest, на который мы приезжаем. И это в первую очередь повод для встреч, общений и знакомств. Мне кажется, это самое важное, что подобные фестивали, и этот конкретный фестиваль, может дать нашему каллиграфическому сообществу. Это то, чего нам не хватает, это некое объединение разных школ, разных людей, которые занимаются каллиграфией исторической, традиционной, современной; людей, которые занимаются коммерческим леттерингом или артом; и тех, кто только хочет заниматься, разобраться в этом вопросе, познакомится с сообществом и полюбить это дело. Что бы я хотела пожелать? Билетов подешевле. Мне кажется, что, с одной стороны, это правильно, когда существуют фестивали для людей, которые уже в теме, которые уже занимаются каллиграфией, которые уже нашли себя, уже состоявшиеся авторы, этот обмен опытом, он бесценен. Но также очень много людей, которые начинают только заниматься каллиграфией или просто интересуются, но подобная высокая цена за билет, серьёзные темы, которые обсуждаются в рамках фестиваля, они, мне кажется, не позволяют им присутствовать на мероприятии. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в следующем году здесь появился блок, во-первых, про леттеринг; во-вторых, про коммерческие какие-то вещи, потому что всё, о чём мы говорим сейчас в рамках этих двух дней, — ничего коммерческого; и какие-то блоки, может быть даже бесплатные, для совсем начинающих людей, чтобы разобраться, что же такое каллиграфия и чем она отличается от леттеринга — это главный вопрос. Ну, и, конечно, роста. С удовольствием и радостью буду ждать третьего Calligrafest’а!

* Компания Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией