Интервью Дарии Джемс-Леви

17.11.2020

Дария Джемс-Леви нашла себя сразу в нескольких видах изобразительного искусства — графике, каллиграфии и иконописи. Дария является членом Союза Художников России, ее работы находятся не только в музеях и частных коллекциях, но и в православных храмах. В рамках фестиваля Calligrafest художница рассказала, почему для иконописцев важно освоить каллиграфию и как начинающим каллиграфам воспитать в себе хороший вкус.

Об отношении к каллиграфии

Я по образованию художник-график, поэтому для меня каллиграфия — это составная часть графики. Мне интересно подходить к ней с художественной стороны — например, создавать станковые листы с использованием красивых линий и букв.

Также мне интересна современная каллиграфия, когда ты не просто изучаешь и повторяешь сложившиеся формы письма, а находишь новые и необычные.

Об инструментах и техниках

Мой любимый инструмент — пожалуй, кисть. Мне очень нравится пластика линии, которую она дает. Поэтому я в основном практикую письмо кистью. Есть инструменты, которыми я пока не умею пользоваться, но я очень хотела бы научиться. Например, планирую освоить рулингпен.

Я очень люблю печатные техники в графике. Другое дело, что я давно в них не работаю. Мне нравятся литография, офорт, линогравюра и ксилография. Очень хотелось бы к ним вернуться, возможно попробовать сочетать их с каллиграфией. Правда, не знаю, насколько это возможно.

Например, в офорте используется копперплейт. Этот стиль был создан специально для подписи гравюр. Но тогда речь идет скорее не о каллиграфии, а о леттеринге. Ведь при создании печатной формы делают зеркальное изображение, чтобы потом повернуть его. Поэтому я не очень понимаю, как можно написать в один прием этот обратный курсив.

О преподавании

Я преподаю в иконописной школе Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии. Мне кажется, для иконописцев очень важно уметь красиво надписать икону. Потому что часто бывает, что икона очень хорошо написана, но надпись на ней сделана плохо, и это портит все впечатление.

Мое второе место работы — Университет промышленных технологий и дизайна, где я веду курс по шрифтам. Также я обучаю письму уставом в одной из школ каллиграфии.

Я не могу сказать, что мне больше нравится — преподавать или делать свои работы. Это нельзя сравнивать, потому что это совершенно разные вещи. Создание своих работ — это творчество. Без него художник перестает быть художником.

Что касается преподавания, то я не сразу к нему пришла. Одно время я совсем не хотела этим заниматься, но потом наступил момент, когда я почувствовала, что накопила достаточно опыта, чтобы делиться им с другими. Сейчас у меня безусловно есть потребность в преподавании. Особенно здорово, когда я чувствую отклик и неподдельный интерес. Это дает мне энергию для продолжения работы.

О каллиграфической среде

Меня очень интересует идея создания каллиграфического сообщества. Я в принципе решила продолжать занятия каллиграфией из-за тех приятных людей, с которыми я встретилась, попав в каллиграфическую среду. Мне важна доброжелательная и одновременно с этим творческая атмосфера, когда люди горят своим делом и вдохновляют друг друга на дальнейшее развитие.

Об отношении к городским буквам

Буквенные работы в нашем городе находятся не на самом высоком уровне. Особенно все очень грустно с вывесками. Важно, чтобы их заказчики понимали, что надо обращаться к талантливым мастерам. Да, со временем появляется все больше хороших работ на наших улицах, но часто встречаются уродливые произведения. Например, очень плохо выполнены вывески большинства ирландских пабов. При этом мне нравится логотип Calligrafest. Его автор обладает хорошим вкусом.

О фестивале каллиграфии

В прошлом году я, к сожалению, пропустила Calligrafest. Но в этом году я снова здесь, с удовольствием посещаю конференции и мастер-классы. Особенно впечатлил мастер-класс американского каллиграфа Карен Несс. Это было просто феерично!

По-моему, фестиваль прекрасно организован. Особенно поражает, что за его организацией стоит довольно узкий круг лиц. Отдельная благодарность Евгении! Меня удивляет, как один человек может быть движущей силой для такого масштабного мероприятия.

О собственном мастер-классе

Мастер-класс прошел очень хорошо. Мне было приятно, что столько людей интересуется русским письмом, в частности инициалами XIV века. В рамках занятия я объяснила, как писать буквицы тератологического стиля. Это только звучит страшно, но на самом деле эти буквицы очень известны, просто не все знают их название.

О работах, представленных на выставке фестиваля каллиграфии

Одна из моих работ — это разворот книги «Житие Александра Невского». Мне было очень интересно разработать авторский шрифт на основе древнерусского устава. А так как я художник-график, и мне всегда мало одной каллиграфии, я также добавила иллюстрации.

Вторая моя работа на выставке называется «Молитва ангелу». Центральный текст я написала вязью с помощью моего любимого инструмента — кисти. Также для меня было важно создать красивый фон. Мне кажется, мне удалось сделать интересную фактуру.

О воспитании хорошего вкуса

Нужна хорошая насмотренность. Я понимаю, что в Интернете сейчас много всего представлено, так что легко 𬬬¬астеряться. Поэтому советую смотреть в первую очередь оригиналы работ, а также регулярно посещать выставки и музеи. Только так можно воспитать у себя вкус.

Лично мне очень нравятся работы Броуди Ноеншвандера. У него необычайно интересные каллиграфические этюды. Кроме того, советую найти видеоролики с его участием и посмотреть, как мастер двигает рукой, инструментом. Это просто танец!