17.11.2020
Интервью Александра Боярского
Александр Боярский — настоящий маэстро в мире российской каллиграфии. Его работы находятся в различных музеях и частных коллекциях, а благодаря разработанной им авторской системе преподавания каллиграфии множество молодых художников раскрыли свой творческий потенциал в искусстве красивого письма. Мы побеседовали с Александром в рамках Calligrafest и узнали, что роднит каллиграфию с музыкой и чем кириллица может помочь западным мастерам.
О самодисциплине
Я несусветный лентяй, но мне приходится держать себя в ежовых рукавицах, чтобы добиться хороших результатов. Я считаю, что ежедневные многочасовые тренировки — это часть моего искусства. Как любой профессиональный музыкант начинает свой день с исполнения гамм, так и я начинаю свою тренировку не с букв и слов, а с прямых, диагоналей, вертикалей, горизонталей и круговых элементов. На самом деле, я всем советую начинать с простых упражнений.
О разогреве руки перед работой
Разумеется, потребность в разогреве есть. Сначала рука совершенно деревянная, но уже через полчаса я начинаю чувствовать линию гораздо тоньше. Например, если я сяду писать букву прямо сейчас, не разогревшись, то понятно, что я напишу довольно неплохо. Но это будет совсем не та буква, которую я смогу написать через один или два часа тренировки.
О развитии и выборе стиля
Техника утончается, а тексты совершенствуются. Например, я уже несколько месяцев как погряз в кириллице по самую макушку. До этого я не испытывал особой потребности в кириллических шрифтах — полууставе или скорописи. Но сейчас все мои последние работы написаны скорописными буквами.
Что касается моего стиля, то он все такой же развязный, как и раньше. Я ни в чем себя не ограничиваю. Вот буквально вчера вечером я с невероятным удовольствием писал итальянским курсивом. Если я захочу использовать готику — пожалуйста! Могу начать писать фрактурой.
О стремлении к камерности
Сейчас мои этюды стали еще более камерными. Мне кажется, это логичный путь для каждого профессионального каллиграфа. Ты выбираешь более сложные композиционные решения, более изощренные конструкции букв. Небольшой по масштабу этюд сложнее написать, чем этюд на холсте размером в полтора метра или на стене десять на десять.
О каллиграфии как виде искусства
Каллиграфия — это однозначно искусство, абсолютно равноправное кинематографу, живописи или фотографии. Тем более сейчас она получила в России какое-то новое дыхание. За последний год очень много ребят сильно выросли в своей технике. Они выставляют довольно интересные работы, среди них есть совершенно колоссальные по силе этюды. Кто скажет, что это не искусство? Конечно, искусство!
Также важно понимать, что через форму букв можно много, что выразить. Я часто разговариваю об этом со своими студентами. Например, сегодня утром у вас было такое настроение, значит, у вас получится такая буква «а». Но вечером у вас настроение более вольное, значит, и буква «а» будет более вольной. В каллиграфии все взаимосвязано. Лично я всегда добиваюсь того, чтобы написанные мною буквы были наполнены энергетикой. В этом смысл живой каллиграфии.
Об отношении к собственным работам и будущей выставке
Я всем своим студентам говорю: «Ребята, не влюбляйтесь в свою каллиграфию!». Ведь стоит только влюбиться в свои работы — все, полная стагнация, нет никакого роста. Именно поэтому я очень требовательно отношусь к своим этюдам, к своей технике. Для себя я самый жесткий критик.
Например, я написал этюд вечером. Посмотрел — пока меня в нем все устраивает. Сфотографировал и выложил в Instagram*. Смотрю на него утром и не могу понять, как он мне мог понравиться! Или мне мои друзья говорят, что пора уже делать выставку, так как скопилось очень много работ. Да, работ много, но я смотрю на них, и мне кажется, что выставлять особо и нечего. Они удивляются, куда еще расти. Но как иначе? Насколько ты требовательно относишься к себе, настолько твои этюды будут соответствовать твоим чаяниям.
Но, конечно, у меня есть желание показать мои новые работы публике. Невозможно постоянно работать в стол. Скорее всего я организую камерную выставку с черно-белыми этюдами небольшого формата.
О новых настроениях и трендах в каллиграфии
Пять лет назад каллиграфы активно пользовались готикой — фрактурой и текстурой. Три году тому назад было очень популярно острое перо, им повально занимались все девочки. В тренде были копперплейт и спенсериан. Сейчас, как мне кажется, все это немного пошло на спад.
В настоящее время очень востребована кириллица. Примерно шесть лет назад я хотел провести курс по полууставу, но не смог никого набрать. Народ не понимал, что это вообще такое, зачем нужен этот полуустав, на нем же церковные тексты пишут.
Также сейчас идет очень мощный поток современной экспрессивной каллиграфии, для которой характерны цвет и многослойные композиции. Но лично я очень жду, когда в моду войдет итальянский курсив. Это прекрасный, совершенно роскошный шрифт!
Об использовании кириллицы в европейской каллиграфии
Буквально несколько дней тому назад я разговаривал с американским каллиграфом Карен Несс. Я сказал, что часто пишу латинский алфавит и попросил ее написать кириллицу. Карен ответила, что она, конечно, может, это сделать, но она не чувствует пластики, ритма, конструкции наших букв.
С другой стороны, на одном из фестивалей кто-то из зарубежных коллег высказал очень интересную мысль о том, что западноевропейская каллиграфия по большему счету уже изжила себя, и именно кириллица может стать для нее новым дыханием. А недавно я увидел, с какими большими глазами итальянский каллиграф Массимо Полелло смотрел на русскую букву «ф». Это же инопланетная, просто космическая буква! Иностранцы даже не представляют, какая сила заключена в кириллических знаках.
Также у меня была серия тренировочных этюдов, в которых я попытался подружить латиницу с кириллицей. Я связал между собой несколько букв, например, «б» с «w», а «ж» с «t». Получились очень необычные, но работающие связки.
О создании инструментов
Одно время мне не хватало диапазона инструментов для конкретных задач. Тогда я решил, зачем заказывать, если можно сделать самому. Сейчас я продолжаю создавать инструменты, правда, уже не так активно. Большую часть покупают европейские или американские каллиграфы. Часто поступают заказы из Нью-Йорка — для них это такой дремучий русский стиль. По полной программе заказывают шарки. Например, недавно я отправил семь штук в Португалию.
Шарки — это такой технологичный рулингпен. Причем он двухсторонний, и имеет около восьми пишущих зон. С его помощью можно и плоским пером писать и выдавать настоящую экспрессию. У меня есть много различных рулингпенов практически со всего мира, но с некоторыми из них приходится прям постараться, чтобы они сделали серию брызг. А тут достаточно немного прислонить инструмент — весь лист будет забрызган. Полный кайф! Есть шарки различной разрисовки: одни я утяжеляю, другие делаю легче. В последний год появились инструменты со специальными отверстиями, которые за счет циркуляции воздуха помогают стекать туши.
О поиске своего стиля в каллиграфии
Для того, чтобы найти свой стиль, нужно работать, работать и еще раз работать. А вообще я считаю, что стиль не надо искать, он сам вас найдет. Главное — прислушиваться к своим ощущениям и делать соответствующие выводы. Ведь у каждого человека свой внутренний мир, а это значит, что то, что нравится мне, не обязательно должно нравиться вам.
* Компания Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией