Интервью Елены Алексеевой

17.11.2020

Елена Алексеева — талантливый российский каллиграф и графический дизайнер. Она является сооснователем первой школы каллиграфии в Нижнем Новгороде и автором собственной методики преподавания. В рамках фестиваля Calligrafest Елена рассказала, какое будущее ожидает искусство красивого письма и почему плохой почерк не может стать преградой для занятий каллиграфией.

О взаимосвязи творчества с преподаванием

Я не только художник-каллиграф, но и педагог — для меня обе эти деятельности важны. Более того, я думаю, что они питают друг друга. Если бы я только преподавала, то я, наверное, очень быстро выгорела бы, потому что приходится очень много отдавать. Но без преподавания я бы не смогла делиться с другими своим опытом, накопленным за время увлечения каллиграфией.

О принципах преподавания

Я постоянно вношу изменения в свой курс по каллиграфии, поэтому многие люди, которые повторно ко мне приходят учиться, часто удивляются — вроде та же самая информация, но подана совершенно по-другому. Мне важно давать своим ученикам актуальный материал, который отражает сегодняшнюю меня — мои свежие наработки, мою новую концепцию преподавания.

О работе над каллиграфическим этюдом

При работе над новым проектом я в первую очередь выбираю текст, смысл которого мне сейчас близок. Я проникаюсь этим авторским высказыванием, и у меня возникает желание проиллюстрировать его.

Тексты, которые я использую в своих этюдах, как правило, не читабельны, поэтому я размещаю их отдельно. Моя задача — завести разговор со зрителем. Чтобы он сначала прочитал фразу, которую я выбрала для письма, понял по-своему ее смысл, возможно представил что-то свое, а потом уже сравнил с моей каллиграфической интерпретацией.

Например, «Единство противоположностей» я выразила с помощью толстых и тонких линий. Между ними нет конфликта, напротив, они сотрудничают друг с другом, двигаются вместе по спирали.

О каллиграфических работах на заказ

Я продолжаю брать заказы, но уже гораздо реже, чем раньше. Тот, кто работает на заказ — это уже не художник, а дизайнер. Я всю жизнь работала дизайнером и сделала все, чтобы, наконец, стать художником. Меня больше привлекает не решение чужих задач, а создание собственных высказываний.

Чаще всего у меня заказывают рукописный логотип. Обычно заказчики приходят из Instagram*, где размещено мое портфолио. Существует такое негласное правило, которым я делюсь со своими учениками: если вы хотите получить определенный заказ, выкладывайте на эту тему как можно больше своих эскизов — это будут референсы к вашей будущей работе.

О современной каллиграфии

Современную каллиграфию часто путают с Modern Calligraphy, но это не одно и тоже. Если зайти в Instagram* и начать поиск работ по хэштегу moderncalligraphy, то в результатах вы увидите простое письмо, которое сейчас активно копируется и тиражируется. Между тем, этому стилю уже десять-пятнадцать лет, и он не изжил себя только потому, что ему легко научиться.

На самом деле, современная каллиграфия — это авторское письмо. Это современный, понятный для сегодняшней аудитории язык, на котором разговаривает художник. Эта каллиграфия смотрится актуальным высказыванием и часто вызывает вопрос: «А что так можно?».

О связи почерка с талантом к каллиграфии

Если предрасположенность к рисованию или музыке легко заметить еще в детстве, то о таланте к каллиграфии судят по почерку: если человек криво пишет, значит, он точно не освоит искусство красивого письма. На самом деле, никакой связи нет — у меня, например, отвратительный почерк. Поэтому единственный способ не закопать возможный талант — это попробовать. Тем более каллиграфия — это очень доступный вид искусства. Все, что вам потребуется — это бумага и перо!

О каллиграфии в городской среде

Мне не нравится, когда вывеска вступает в диссонанс со зданием. Как бы ни были строги правила брендбука, всегда можно придумать, как вписать фирменный стиль компании в архитектурный контекст.

Что касается моего родного города, то я вижу, как он преображается — в том числе нашими руками и руками наших учеников. Появляются очень интересные рукописные работы, набирает популярность меловой леттеринг.

Например, моя ученица Елена Ройтенберг первая в Нижнем Новгороде начала расписывать меловые доски на коммерческой основе. В начале она работала фактически за еду, а сейчас у нее очередь из заказчиков.

О будущем каллиграфии

Каллиграфия пока что остается узкой специальностью. Заниматься искусством красивого письма в нашей стране — это почти то же самое, что изучать червяков. Однако все изменится, когда каллиграфия начнет просачиваться в смежные профессии.

Я думаю, ее будут использовать при создании световых шоу и городских инсталляций, и она найдет свое применение в архитектуре, дизайне интерьеров и даже театре. Например, известный каллиграф Броуди Ноеншвандер участвовал в создании декораций к спектаклю — написанный им текст отображался с помощью проектора на пол сцены.

О вдохновляющем кино

Всем советую познакомиться с художественным фильмом «Девочки-каллиграфы», рассказывающем об искусстве красивого письма в Японии. Просто посмотрите, как там проходит обучение, и какую роль играет наставник. Почувствуйте, что для японской культуры каллиграфия — это настоящий образ жизни.

* Компания Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией